http://sadiksmailik.ru/ « все идеи проекта

1

голос

Консультация психолога: Учить ли ребенка давать сдачу?

Учить ли ребенка «давать сдачу»?
Очень часто родители на консультациях мне говорят: «Мы учим давать сдачи, потому что не хотим, чтобы наш сын вырос рохлей, которого все обижают. Вы же понимаете, что сейчас творится – все дерутся, и мальчик должен уметь постоять за себя!»

И такие речи я слышу от большинства родителей. А кто из них подробно объясняет ребенку разницу между дракой и «даванием сдачи»? Мамы и папы возлагают на ребенка ответственность самому решать эту дилемму.

Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. Малыш не может четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой.

В его понимании это он так дал сдачи. Может сильно толкнуть того, кто взял желанную игрушку раньше. В его системе понятий это тоже будет — дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его стульчик — воспринял как личную обиду и дал сдачи. Я могу привести много примеров из личной практики и практики коллег, когда «сдача» была неадекватна, с печальными последствиями.

На курсах по самообороне обучают, в том числе, оценивать силу противника и свои возможности. Знакомят, хотя бы в общих чертах, с анатомией человека. Учат рассчитывать силу удара и предвидеть последствия. Давая сдачи обидчику, ваш малыш анализирует в голове все эти нюансы?

Когда вы учите своего малыша давать сдачи – вы подвергаете риску его же безопасность. Потому что в этот момент кто-то тоже учит своего ребенка «давать сдачи», и этот ребенок может оказаться гораздо крупнее вашего. Не важно, кто из малышей первым затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится. Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства воспитателя. Значит, чем раньше вмешается воспитатель, тем выше вероятность, что все обойдется без синяков, шишек и более серьезных травм. Так не лучше ли сразу научить ребенка звать на помощь воспитателя?

Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов. Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится! Научиться он может только на примере действий адекватного взрослого.

Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?
1. Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы
2. Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду
3. Хотят, чтобы мог наказать обидчика

Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, с виновным проведет беседу. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия.

Если малыш способен на физический отпор, он даст сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить махать кулаками девочку-былиночку — противоестественно. Ну, замахнется она тоненькой ручкой. А ей ответят со всей силы… Пока, по причине нежного возраста, ее не берут в секцию карате, научите ее лучше громко визжать: и противника введет в ступор, и внимание взрослых привлечет.

Расскажите ребенку, что от агрессора надо просто держаться подальше. Ни в коем случае не кидаться в драку. Следует запомнить правило: на агрессию нельзя реагировать агрессией, потому что это порождает еще большую агрессию и негативные последствия для всех участников драки. Отбиваться любыми средствами, драться, царапаться, кусаться нужно только в одном случае – если есть угроза жизни. Но это уже не детская проблема. Это уже то, что может угрожать во взрослой жизни.

А еще агрессивному ребенку надо говорить о своем отрицательном отношении к его поступкам: «Мне не нравится, мне больно, когда ты меня бьешь! Давай договоримся: я тебя не бью, и ты меня не бьешь!» Дать отпор драчуну – это значит не позволить ему проявить агрессивные действия по отношению к себе: выставить вперед руку и, глядя прямо в глаза разбушевавшемуся ребенку, сказать: «Не подходи!»

Можно сказать обидчику, только уверенно и громко, опять же глядя прямо в глаза: «Нельзя меня обижать!». Девочки могут добавить: «У меня есть защитник, мой папа, и тебе придется разговаривать с ним!»

В каждой семье, группе детского сада, школьном классе должно действовать «золотое правило»: «Я никого не бью, и меня никто не бьет!» Только тогда мир станет мягче и добрее!

Бондаренко Анна Николаевна, педагог-психолог
ПМАДОУ «Детский сад № 36 «Смайлик[http://sadiksmailik.ru/

Sadik Smailik, 10.10.2016, 14:54
Статус идеи: выполнено

Комментарии

У идеи нет комментариев

Оставить комментарий